Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
21:18 

Анализ для Joker in Black

Феофан П
Анализ для Joker in Black.

Анализировать такие дневники, как у Joker in Black, довольно сложно, поскольку одновременно приходится анализировать дневник – как текст, который пишет некий эксплицитный автор, и тексты в дневнике, которые пишет имплицитный автор текста дневника.
Стоит сказать, что эффект "раздвоенности" вызывает далеко не каждый дневник, состоящий пятьдесят на пятьдесят из художественных рефлексий и тестофлешмобов. Иногда цельность авторского образа не подвергается сомнению, что бы они ни писал. Но в данном случае так не получается. Есть автор, пишущий о повседневности: рассказы о себе и знакомых в связной мемуарной форме, в начале ведения дневника – часто с какими-нибудь выводами, ближе к сегодняшнему периоду – больше эмоциональные, чем рефлексивные. Заметно, что при создании дневника с автором были знакомые (или, может быть, он перетащил их с собой сюда из предыдущего дайри-дома), поскольку часто прояснения событий не следует – читатели, мол, и сами понимают, кто эти люди и что происходит. Этот же автор развлекается привычными дайричковыми развлечениями, жалуется на работу (весьма обоснованно) и даже заинтересовался политикой в последнее время. А есть автор, который отстраняется от остального мира – и собственного дневника – когда в него же помещает свои зарисовки, небольшие тексты, которые мне, как анализатору, оказались куда более интересны, чем все, что я уже видел.
Итак, довольно значимая часть дневника – это зарисовки, которые я назвал бы "записи, характерные для человека, которого долгие двадцать лет жизни вырастили циником, но который не хочет с этим мириться". В них соединяются чтение Лермонтова, курение, испитие кофе, сидение на скамеечке с Октябрем – и преодоление тягомотной, неприятной реальности, которая изначально ставит крест на всех надеждах. Несмотря на патетику, в первую очередь это характерные для классического романтического образа отрешенного от мира героя (окутанного таинственным ореолом несчастий) страдания. Сдержанные – не как нынче принято, с многоточиями и восклицаниями. В них часто встречаются риторические вопросы и короткие отрывистые предложения. Лирический герой часто обращается к разным людям и вещам, "ты" – лейтмотив многих зарисовок. Они словно показывают, что насильственное заключение внутри унылой повседневной жизни, блеклых человеческих ощущений, кучи условностей и неприятностей реальности кажется автору непреодолимым. Все способы сбежать – от метафорического переноса (внутренняя раскрепощенность через описание нетривиальной внешности) до абстрактных огненных небес (от края до края… узнаваемый претекст, хотя, безусловно, не единственный) – это даже не планы на будущее, а планы на несбыточное когда-нибудь, заведомо обреченные и трагичные, несмотря на то, что написаны они в четкой, решительной манере.
В техническом плане стихи автора послабее прозаических зарисовок. Хотя и там, и там доминирует более-менее схожее эмоциональное состояние, близкое к безумию и к меланхолии сразу. Не похоже, что автор боится избитых метафор, поскольку каждую прочувствует, как личную, несмотря на то, что множество людей в каждом поколении переживают подобное душевное состояние. На самом деле, я должен признаться, что просто критически отношусь к семантизированию природных явлений, а для автора это важно. Поэтому можно не слушать меня, когда я говорю "избитый", поскольку в данном случае, если принять за общий культурный фон текстов мрачный "байроновский" романтизм, свойственна склонность к олицетворениям и приписыванию других сверхъестественных качеств природе и природным явлениям. Даже, можно сказать, в сверхстепени. Заметно, что для автора эта сторона жизни очень важна, у него вызывают сильные эмоции забытый цвет неба на рассвете и навевающая тоску ночь. И он умеет сказать это гораздо лучше меня, если уж что-нибудь цитировать, то: "Разве все остальное важно, если я так и не знаю, какими красками восходящее солнце расписывает небо, как просыпается мир?"
Есть ряд авторов, которые даже к таким своим переживаниям относятся цинично, обязательно отвесят самокритичный комментарий. Наш автор не из них, он знает цену своим эмоциям и словам, он занимается самокритикой где угодно, только не в своем тексте, ну, если только не считать самокритикой создание почти готического романтического образа человека, который "любит убивать себя", например, к тому же, достаточно сильного, чтобы переносить собственные и чужие страдания. (Кстати, в других записях автор вполне склонен пожаловаться на свои печали). Я такой ход принимаю всерьез, поскольку для меня, если текст назван художественным (тег позволяет подумать, что автор все-таки относится к своим зарисовкам не как к постам в дайричек ни о чем, а все-таки как к творческому занятию), автор там – уже лицо опосредованное. И несмотря на то, что в первых зарисовках, которые можно прочитать в дневнике, заметно пресыщение метафорами (иногда очень изношенными) и патетикой, к сегодняшнему моменту автор очень вырос и исправился, а значит, стал писать лучше и интереснее. За последние полгода его тексты стали куда менее абстрактными, он стал избегать типичных образов и глубже анализирует самого себя. И хотя говорят, что самоанализ убивает, это неправда, самоанализ порождает.
Интересны эти записи потому, что они позволяют представить некий образ внутреннего "я" автора, отличающийся от "я" остальных текстов дневника. Хотя общие черты все же есть. Автор отстраняется от остального мира, иногда называет себя грешником, ему симпатичны персонажи, не признающие простой обыденности и отвратительного деструктивного человечества. Ему все равно, пока у него в руках чашка с мятным чаем. Ему подавай улыбку Джокера, он любит антураж "курения на подоконнике" и темную однотонную одежду, а также критически относится к правилам: "моральные нормы либо не усвоены, либо сугубо личные", говорит один из тестов, не учитывающий, что моральные нормы это фикция, которая существует только на словах.
У автора внутренние переживания поинтереснее, чем какие-то чужие моральные нормы. Он осознает себя как нетипичную для мира личность, и хотя и подшучивает над собой, говоря, что лишь тешит свое самолюбие, убеждая себя в шизофрении, паранойе и депрессии, не похоже, чтобы он собирался как-то от этого отказываться. Мой опыт показывает, что такое самоубеждение наоборот придает силы, особенно для творчества, так что, может, и не зря это все. Анализатору как-то пришлось пережить период, когда рядом с ним постоянно присутствовал двойник-антипод, отголосок над всеми висящего меча шизофрении, которой не боишься, поскольку она является частью тебя. Впрочем, не исключено, что анализатор и сейчас продолжает существовать в таком режиме, что считает вполне естественным, поэтому для него странно подчеркивать безумность этого факта. "Для таких ненормальных, как вы, такие отношения нормальны", как-то сказали анализатору во время одного акта коммуникации.
Основная тема текстов анализируемого – побег, уход, любое движение в гипотетическое будущее, которое всегда ассоциируется еще и с расстоянием. Движение для автора – ощущение жизни, хорошо всегда – далеко или где-то. И еще часто с кем-то, кто как будто оторван от автора – реально или психологически. Есть и другие ипостаси лирического героя (я всегда употребляю этот термин в мужском роде, пол неважен для меня; впрочем, не только для терминов) – в которых одиночество является подчеркнуто сознательным выбором.
Несмотря на ореол отрешенности и рвущееся в запредельное сердце, на бередящие душу переживания и черную меланхолию, вспышки страсти и тоски, автор – нормальный. В конце концов, при всем том, что он чувствует и пишет, он пьет кофе и курит сигареты, это ли не признак овеществленности.
Правда, в последнее время оригинального авторского контента (вставил медийное словечко) стало как-то меньше, больше интернет-зараз и всякой политики. Но и общее настроение у автора повысилось по сравнению с первыми постами, что, на мой взгляд, характерно для ситуации, когда игра в ведение дневника превращается просто в ведение дневника, и особенно ярко выступает двойственность личности. Отказываясь от некоторых элементов немного позерского самопреподнесения, автор делает свои художественные тексты куда более личными и глубокими на фоне остального наполнения, так что читателю больше не надо преодолевать то немного отталкивающее ощущение "а не специально ли это написано, чтобы произвести впечатление", которое возникало – по крайней мере, у анализатора – при чтении первых страниц. Сейчас такого ощущения нет, мы видим немного больше правды о двух сторонах автора дневника, и поэтому читать становится интереснее.
Бывают дневники, на которые смотришь и удивляешься, зачем они автору нужны. А тут смотришь – и видишь, что дневник автору действительно нужен. То есть, хорошо, что у автора он есть.
И еще раз добавлю, что во всем тексте слово "романтизм" не имело никаких общих сем с "романтикой", поскольку я имел в виду вполне себе художественное направление, развивавшееся во всех сферах искусства, от музыки до архитектуры, а к девятнадцатому веку в Европе уже покрывшееся пылью, но от этого не менее эффектное.

@темы: Феофан П, анализ

Комментарии
2012-02-06 в 22:46 

Joker in Black
А чего ты такой серьезный? © Joker [Великий Апатотеист]
Феофан П,
Огромное спасибо за анализ! Вы... я даже не знаю, как сказать! Узнал о себе много нового (или хорошо забытого старого?).
Кстати, что правда, то правда: в начале дневника я действительно немного рисовался, хотя тогда этого даже не понимал.)

Итак, довольно значимая часть дневника – это зарисовки, которые я назвал бы "записи, характерные для человека, которого долгие двадцать лет жизни вырастили циником, но который не хочет с этим мириться".
Вот это прямо в точку! Но уж что выросло, то выросло.)

Еще раз огромное спасибо, вы так интересно анализируете, что я бы вами восторгался и восторгался, но таких слов нет или я их не знаю.

И еще вы очень хорошо подметили (я теперь и сам это понял :D ), что хоть я и самоироничен, но к своим зарисовкам отношусь серьезно. В свои текстики я действительно вкладываю часть себя.

2012-02-06 в 23:20 

Феофан П
Joker in Black, рад, что вы довольны! (:

хоть я и самоироничен, но к своим зарисовкам отношусь серьезно
ну и правильно. и действительно заметно, что вкладываете!
если это - ваш первый дайрик, то насколько я могу заметить, поначалу многие немного рисуются, привыкают к новому жанру записей, что ли. *) сразу и публичное, и личное - адская смесь!

2012-02-06 в 23:40 

Joker in Black
А чего ты такой серьезный? © Joker [Великий Апатотеист]
если это - ваш первый дайрик, то насколько я могу заметить, поначалу многие немного рисуются, привыкают к новому жанру записей, что ли. *) сразу и публичное, и личное - адская смесь!
Нет, не первый. Но перерыв был серьезный - полтора года, и я за них очень сильно изменился. Тот дневник вел ребенок любящий смотреть анимешки и крайне наивный, хотя уже тогда в меру циничный. Но жизнь внесла свои коррективы и заставила повзрослеть.
В один прекрасный момент я понял, что мне опять нужен дневник, и вернулся на дайри. Писать как раньше - про бытовые глупости уже не хотелось и не "моглось". И я решил сделать дневник чуть более литературным. Можно сказать, что я хотел сделать его... эстетичным, красивым. Но категории выбирал сам для себя, для своего удовольствия.

2012-02-07 в 00:52 

Феофан П
Joker in Black, ясно. а можно спросить еще, почему выбор аватарок такой - куколки? Я в вашем случае старался больше записи анализировать, совсем не касался оформления и всего такого, но вопрос возник все равно.)) Хотя они, конечно, создают ощущение запредельной отстраненности. У меня, по крайней мере.

2012-02-07 в 01:19 

Joker in Black
А чего ты такой серьезный? © Joker [Великий Апатотеист]
Феофан П,
Когда встал вопрос какими будут аватарки, я решил, что их должно быть много, все они должны быть однотипными и удовлетворять мое чувство прекрасного.) А я считаю, что бжд-куклы совершенны. Абсолютно безэмоциональная красота. Есть в этом что-то.

2012-02-07 в 02:52 

Феофан П
Они действительно выглядят равнодушными. И постоянно мне напоминают маленьких загримированных мертвых.))

2012-02-07 в 11:56 

Joker in Black
А чего ты такой серьезный? © Joker [Великий Апатотеист]
Феофан П,
:-D А почему мертвых?

2012-02-07 в 19:15 

Феофан П
Скорее всего, потому что застывшие эмоции и обостренные, что ли, черты лица. ))

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Analyze This

главная